Портрет
идеального
убийства
Театр
сбывшейся
мечты
из цикла
Креатив
Творческое эссе
Постановочная съёмка
Пост-продакшн
Статья по созданию вижуала
27
В свои тридцать четыре Он сумел заработать столь много, что большинству было страшно даже подумать
о таких деньгах. Пять крупных объектов недвижи-мости, счета в международных банках, презентации, приемы с красивейшими женщинами и прочая чепуха. Но самым большим достижением, как считал Он сам,
был весьма солидный парк эксклюзивных автомоби-лей, который Он смог собрать за последние семь лет своего феноменального успеха. Это были двадцать три автомобиля с просто-таки сумасшедшими харак-теристиками – настоящие машины грез. Постепенно Он стал ощущать всем своим существом, что бизнес, интересовавший долгие годы, стал меркнуть в его глазах, терять ту остроту ощущений, от которой у него чувствовался холодок между передними зубами. Более мощный эффект теперь Он получал от безумных гонок на своих автомобилях со сверхскоростями, экстре-мальными поворотами и дрифтами. Все чаще Он ловил себя на мысли, что его увлечение – это ни что иное, как та самая, настящая игра со смертью. Последнее время стала появляться уж совсем будоражащая соз-нание мысль - а что, если смерть внезапно победит?
Если обычного человека подобные мысли устрашили бы, то у Него от этого только разгорался азарт.
В какой-то момент все фишки сложились: сознание чётко и ярко сформулировала: Он ищет смерть. Да, да, именно так – ищет ее. На свои шикарные автомобили Он навесил белые номера с черными буквами: "DEATH" – смерть.
Теперь Он искал смерть повсюду. Участвовал в смер-тоносных автосостязаниях, свел дружбу с весьма сомнительными субъектами, уезжал в те места, где существовал постоянный риск для жизни...
…Но самое интересное заключалось в том, в его мозгу стал складывать образ какой-то "Идеальной смерти" –смерти, разыгранной по сценарию. Ему совсем не нра-вилась идея, что смерть придет сама, установив свои правила, как, впрочем, обычно и происходит. Нет! Он желал все устроить сам. Сделать так, чтобы этот вели-чайший финальный аккорд жизни был сыгран по его нотам. Но что же тогда? Покончить с собой? Чушь! Человек не имеет право сам лишать себя жизни! Ну-жен кто-то... Тот, кто хладнокровно согласиться сы-грать этот спектакль по его сценарию.
Ему казалось, что наиболее красивая и эффектная смерть – это убийство... Его убийство. Идеальное убий-ство. Но... Кого? Кого выбрать для осуществления сво-ей сумасшедшей затеи? Это было абсолютно неясно. Кто достоин стать добровольным палачом?
Пару дней назад, припарковав свой автомобиль возле премиального ночного клуба, Он увидел, как рядом остановился красивый белый автомобиль. Выйдя из машины он обомлел. На белом автомобиле красовался номер с надписью "LIFE" - жизнь. В мозгу что-то щёлк-нуло. Он ясно понял, что именно в этом автомобиле находится тот, кто поможет ему расстаться с жизнью. "Жизнь", убивающая "Смерть". Какой интересный пассаж!
Он познакомился с водителем
"Чайки" – так называлась
эта белая красивая машина
из России
Водитель и владелец "Чайки" назвался Германом. Герман оказался человеком, немного моложе его самого, малоразговорчивым интровертом, да и вообще довольно странным: именно таким, какой Ему был нужен. Познакомились они с Германом, впрочем, дос-таточно легко. Каким-то внутренним чутьём Он почу-вствовал: Герман – его человек.
На следующий день они снова встретились и Он пове-дал Герману свои планы. Немного удивило, что новый знакомый так легко и беспристрастно его выслушал
и согласился помочь. Он определил дату. Это был
не год, даже не месяц. Договорились на завтра.
На удивление легко погрузился в сон. Глубокий. В такой сон, после которого сложно бывает практически что-нибудь вспомнить.
Наступило завтра. Они встретись на широком откры-том поле. Герман был на своей "Чайке", а Он выбрал для столь ответственного дня свой любимый белый "Линкольн". "Жизнь" и "Смерть" красовались на номе-рах машин. Автомобили были поставлены рядом.
Он предоставил Герману свой револьвер. Он считал именно револьвер тем священным образцом огне-стрельного оружия, который полностью подходил
для реализации плана. Ни о какой "Русской Рулетке" речи не шло. Герман проверил: барабан оказался заря-женным полностью. Они встали друг напротив друга. Взгляд Германа спо-койно встретился с Его взглядом.
В глазах добровольного палача возник вопрос.
Это место им было выбрано неслучайно. Его Он нашел, увлекаясь скоростными гонками на автомашинах. Простор, красота и возможность продвинуться вглубь поля на машине, не увязнув в какой-нибудь грязи ока-зались решающими аргументами в пользу арены для смерти.
Два человека стояли и смотрели друг на друга около пятнадцати минут. Вдали начиналась гроза. Спустя еще минут пятнадцать дождь казался уже совсем близко. Он почувствовал, что природа как будто про-читала его планы и устроила грандиозное окружение для этого добровольного акта. Герман раскрыл зонт, взял его в правую руку, готовясь к дождю. Медлить было больше нельзя - настал тот самый момент исти-ны, который он поджидал.
Герман раскрыл зонт, взял его в правую руку, готовясь к дождю. Медлить было больше нельзя - настал тот самый момент истины, который он поджидал. В левой руке Герман спокойно держал револьвер.
Он попытался расфокусировать глаза и взглянуть вдаль. Затем перевёл фокус на Германа и кивнул. Герман поднял левую руку, практически не целясь, нажал на курок. Как странно – на небе совсем не было птиц. Грянул выстрел. Он тихо вскрикнул, скорее даже не от боли, а от шока, когда пуля вошла в плоть. Его шатнуло в сторону. Но не упал, только согнулся, обло-котившись руками на капоты обеих машин. На капотах Он увидел куски собственного тела, вырванные пулей мощного револьвера... В этот момент пришла боль. Боль - резкая и невозможная... Одной рукой он схва-тился за место раны. Потемнело в глазах. Но Он все видел. Как во сне он прямо чувствовал движение ука-зательного пальца Германа, когда тот повторно нажал на курок. Резкая молния пронизала его тело. На этот раз Он уже не смог удержаться и, всё ещё цепляясь за борта автомобилей окровавленными руками повалил-ся на землю. Они условились с Германом, что тот вы-пустит в него все шесть патронов по очереди из бара-бана револьвера.
Тучи приближались, но позади светило солнце. Как же это красиво... И, как мучительно больно! Он видел отражение своего скрюченного тела в хромированных бамперах "Линкольна" и "Чайки", видел, как его собст-венная кровь стекает с машин в тех местах, где мгно-венье назад Он еще стоял... С большим трудом он при-поднял голову и ещё раз взглянул прямо в глаза Герма-ну. Герман нажал на курок еще раз.
Идеальная смерть, идеальное убийство. Портрет идеального убийства... Этого ли Он хотел? Зачем все это затеял? Он не заметил, как в тело вошла третья пуля. Слишком много боли. Зонт в руках Германа.... Больше невозможно держать голову и она упала в тра-ву... Сине-фиолетовые тучи уже совсем близко. Сейчас здесь будет дождь. Но Он его уже не почувствует... Невозможно дышать - из груди вырываются только хрипы.... Ужасная боль во всем теле. Где-то далеко-далеко грянул еще один выстрел. Он закрыл глаза...
В марте 2016 года "Портрет идеального убийства" был показан на больших проекционных экранах в рамках выставки "Начните новое" компании re:Store
на площадке ТЦ "Цветной" в Москве
Просмотр видео в окне доступен только на компьютере
У картины "Портрет идеального убийства" большая и интересная история. Процесс её создания был описан на страницах популярного издания по фото-графии и обработки изображений "DP Мастерская".
Сама работа вместе с эссе побывала на страницах таких журналов, как "Фотодело", "Digital Photo", "Foto&Video",
а также украсила альбом российских цифровых худож-ников "Point".
В октябре 2015 года я также выступал от компании re:Store на главной сцене ТРЦ "Атриум" в Москве на открытии продаж смартфона iPhone 6s. В рамках развлекательно образовательного выступления я рас-сказал о методиках создания Сверхфотографий. И, ко-нечно, в числе основных примеров своих работ предс-тавил также и "Портрет идеального убийства".
Посмотреть, как проходило выступление, можно
Картина транслировалась на рекламных панелях всего мероприятия, а также сопровожда меня в представленной
публике презентации
Здесь я раскажу подробней о том, как проходила работа
по созданию финальной картины
Рассматривая Сверхфотографии, созданные с применением сложного коллажа, порой сложно понять, какого рода работа проведена. Похвалой художнику, работающему с коллажом, всегда будет вопрос:
«А где здесь, собственно, коллаж»? Действительно, как сотворить вымышленный мир, причем так,
чтобы зритель в него поверил и не усомнился в его реальности?
В докомпьютерную эпоху из нескольких фотографий ножницами вырезались объекты и приклеивались на заранее заготовленный фон. Затем отдельные фраг-менты ретушировались, закрашивались, отдирались
и снова приклеивались — в общем, сущий кошмар. Такой процесс занимал немало времени и редко давал стопроцентное ощущение реальности изображенного. В качестве простейшего примера вспомните школьные стенгазеты. Современные компьютерные инструменты ретуши, коррекции и трансформации позволяют под-нять качество изображений, синтезированных из фо-тографий, живописи и 3D-графики на невиданный до-селе уровень. И, обратите внимание, при значительной экономии времени и нервов. Photoshop вкупе с другими средствами позволяет достичь поистине блестящих результатов.
Маленький нюанс: если вы этого еще не сделали, обя-зательно приобретите себе графический планшет.
С ним гораздо удобнее рисовать, ретушировать, кор-ректировать, да и в Windows или Mac OS работать. Здесь я предлагаю вам вместе со мной пройтись по пути создания Сверхфотографии "Театр сбывшейся мечты. Портрет идеального убийства“.
СТАДИЯ 1
Итак, с чего же нужно начинать работу? Прежде всего вы должны как можно четче сформулировать, что вы хотите создать: действительно сюжетную, жанровую работу или только поупражняться с электронными инструментами?
Допустим, вы выбрали первый вариант. Теперь необ-ходимо максимально ясно представить себе, как будет выглядеть результат. Очень часто помогают наброски карандашом на бумаге или скетчи в том же Photoshop. Такой подход позволит превратить абстрактные идеи
в визуальные образы. Однако вам не обязательно быть профессиональным художником, чтобы создать самый что ни на есть реалистичный коллаж. В любом случае, и это вам скажет любой опытный „коллажник“, в про-цессе работы уже созданные фрагменты становятся катализаторами для новых идей, которые порой зна-чительно видоизменяют первоначальную концепцию. Еще на этой стадии желательно разбить всю предпо-лагаемую работу на этапы: сначала мы делаем что-то одно, потом — что-то другое и т.д. И снова это лучше сделать на бумаге.
Работа над картиной "Портрет идеального убийства" началась с разработки концепции сцены. Затем был создан эскиз
СТАДИЯ 2
Основная идея определена. Теперь настало время заняться подбором исходных изображений: фотогра-фий, рисунков и т.д.
Здесь хочу отметить очень важный момент — стреми-тесь использовать в Сверхфотографиях только свои фотографии или фотографии, официально приобре-тенные в фотобанках, — в России было уже немало судебных процессов, связанных с нарушением автор-ских прав. Осознали ответственность? Теперь присту-паем к отбору фотографий. Вот несколько пунктов,
на которые следует обратить внимание на этом этапе.
■ Используйте фотографии, сделанные при идентич-ном освещении: если на одной фотографии светит солнце, а на другой облачно, то и форма, и плотность теней на объектах будут различными — добиться еди-нообразия в итоговой картинке станет чрезвычайно сложно.
■ Отдавайте предпочтение фотографиям, выполнен-ным в сходных ракурсах и на идентичных фокусных расстояниях — вы избежите проблемы с различием перспективы.
■ Подбирайте фотографии, подходящие друг к другу
по смыслу (если только заведомо не преследуете про-тивоположной цели): человеческое мышление постро-ено на ассоциациях и аналогиях. Даже в фантасмаго-рических мирах нужно стремиться к правдоподобности результата. Все время представляйте, "как бы это могло быть на самом деле“, тогда и зритель поверит вашему вымыслу.
■ Учитывайте и соизмеряйте физический размер ис-точников в пикселях. Если вы собираетесь сделать коллаж в высоком разрешении, не вставляйте в него маленькие изображения, увеличенные впоследствии, иначе картинки будут отличаться по детальности, а также характеру и размеру шума, неизбежно присутст-вующего на любой фотографии.
СТАДИЯ 3
Теперь мы будем действовать как настоящие художни- ки — используем принцип "от общего к частному“.
Собирать нашу Сверхфотографию мы станем от фона к деталям, от заднего плана к переднему. Из отобран-ных источников нам нужно создать единое простран-ство, в котором мы и поселим наших персонажей. Окружение задает общее настроение сцены, а ее ос-вещение диктует нам, в какие условия попадают герои сюжета, показывая, какие блики, тени, цвета и реф-лексы будут присутствовать и преобладать. Материалом для создания окружающего мира могут выступать как реальные „бэкграунды“ наших фотогра-фий, так и синтезированные миры. Также, разумеется, никто не запрещает смешивать различные исходники.
За основу мы возьмем реальную траву под колесами
автомобилей, которая присутствовала на фотогра- фиях. Теперь в Photoshop вырежем из кадров "Чайку“
и "Линкольн“ (работать будем инструментом Pen), ско- пируем их в новые слои и скроем исходные катринки, чтобы можно было сосредоточиться на работе с фо-ном. Объединяя изображения, мы вольны использовать всевозможные инструменты. Для создания единого травяного покрытия под колесами автомобилей, а так-же для удаления всех не относящихся к сюжету объ-ектов (людей, деревьев и прочих предметов, находя-щихся на заднем плане) советую отдать предпочтение таким инструментам, как Clone Stamp, Healing Brush
и Patch. Алгоритм применения такой: те значительные "дырки“, которые возникнут после отделения изобра-жений автомобилей, сначала обработаем инструмен-том Clone Stamp, так как Healing Brush усредняет те области, к которым он применяется. Если сразу начать с Healing Brush, то получится нечто среднее между жёлто-зеленой травой и светлыми ореолами с хаотич-ной текстурой. Поэтому своеобразный фундамент мы заложим именно Clone Stamp и лишь затем возьмем инструменты Healing Brush и Patch. Кроме того, нас сильно выручит и сэкономит время обработки отно-сительно малоизвестный инструмент Photoshop под названием Vanishing Point (меню Filter > Vanishing Point). В его окне построим сетку вдоль поверхности земли
и по ней "клонируем с учетом перспективы“ участки травы с переднего плана на задний и наоборот.
Чтобы немного сэкономить время, не будем "дорисовывать“ области с изображением травы, лежащие под машина-ми и перекрываемые ими. Аналогично я поступил и с небом — правда, в этом случае воспользовался фраг-ментами изображений из моей собственной библио-теки. Чтобы скрыть стык между небосводом и землей, наложим слой с небом поверх слоя с землей с частич-ным перекрытием. Далее создадим маску для слоя с небом и в области перекрытия нарисуем небольшой вертикальный градиент от белого к черному. Таким образом, небо будет плавно перетекать в землю.
СТАДИЯ 4
На этом этапе займемся обработкой вырезанных ма-шин. Перво-наперво избавимся от отражений, которые остались на хромированных частях автомобилей, а на их месте создадим новые — отражения машин в бам-перах друг друга. Затем неплохо бы изменить надписи на номерах, сделав их более соответствующими сюже-ту. Как и прежде, мы будем работать инструментами Clone Stamp и Healing Brush. Закрасим ими исходные буквы и цифры, клонируя фрагменты маленькими ку-сочками из незаполненных участков номера. После этого инструментом Type создадим на новом слое над-писи "LIFE“ и "DEATH“ на "Чайке“ и "Линкольне“ соот-ветственно, причем заведомо несколько большего раз-мера, чем нужно. Теперь растрируем текстовые слои и придаем им сходную с оригинальными номерами перс- пективу. Готово? Тогда помещаем наши автомобили на созданный ранее фон. Но... чего-то здесь не хватает. Конечно же, теней на траве, ведь реальные тени мы почти исключили на стадии создания единого травяно-го покрова. Нет проблем. Добавляем по новому слою
для каждого автомобиля и переносим эти слои под слои с машинами. Заливаем новые слои тёмным цве-том и создаем для каждого по маске. Маски, в свою очередь, заливаем черным цветом — „теневые“ слои станут полностью прозрачными.
Теперь делаем выделение из слоя с "Чайкой“, кликнув по слою левой кнопкой мышки и удерживая клавишу Cmd на Mac (Ctrl на PC), после чего возвращаемся на слой, в котором будет находиться тень и, кликнув по маске, заливаем выделенную область белым цветом.
Дальше — дело техники. Выбрав в меню Edit > Free Transform, помещаем видимую часть тени под машину
и немного вправо, т.к. предполагаемый источник света (солнце), располагается слева вверху. Большой кистью с размытыми краями создаем размытые края тени, а маленькой черной с жесткими краями прорисовываем те травинки на переднем плане, на которые не попа- дала тень. Аналогично поступаем и с тенью для "Линкольна“. Вуаля, совсем другой вид!
Теперь займёмся Германом –
главным персонажем
визуальной части истории
СТАДИЯ 5
С самого начала работы над картиной у меня возникла идея, что между машинами обязательно должен поя-виться мужской персонаж. Причем образ этого персо-нажа обязательно должен быть в меру абстрактным
и даже немного сюрреалистичным. Проанализировав фотографию прообраза Германа, которую сделал со своим приятелем заранее, я понял, что понадобится много доработок: в особенности по части работы над цветом.
Итак, приступим. Повышаем контраст и убираем с изо-бражения цветовые сдвиги, выбрав в меню Image> Adjustments > Curves. Далее прообраз Германа нужно вырезать из фотографии и разделить на составляю-щие, которые поместим в новую папку, созданную на панели Layers. Каждый предмет одежды перекраши-ваем по отдельности, применяя Curves как к компо-зитному (общему) каналу RGB, так и к каждому каналу в отдельности.
Остановимся, пожалуй, на особенностях перекраски коричневой куртки в белую. Белый цвет — один из самых сложных, т.к. отражает в себе практически все окружающие цвета, которые образуют рефлексы.
В нашем случае это сине-голубое небо сверху и жёлто-зелёная трава снизу. Нам нужно сымитировать отра-жения этих цветов на белой куртке. Не вопрос.
Создаем новый слой и задаем режим наложения Color. Таким образом, все, что будет изображено на этом слое, не затронет яркость нижележащих объектов,
а только изменит их цветовую составляющую. Далее, выбрав инструмент Brush с размытыми краями и ус-тановив в настройках параметр Flow 1–2%, легкими штрихами наносим сверху куртки сине-голубые, а снизу жёлто-зелёные цвета. Некоторым цифровым художни-кам больше нравится работать, изменив непрозрач-ность кисти. Однако при таком подходе для нанесения нового слоя цвета необходимо отрывать перо от план-шета или отпускать кнопку мыши. При работе с пара-метром Flow это делать необязательно — последую-щий штрих можно наносить по предыдущему, не отры-вая руки.
На джинсах Германа белой кистью с параметром
Flow = 5% прорисовываем разрывы с грубыми швами,
а внутрь разрезов вставляем участки кожи. В завер-шение к изображению персонажа добавляем новый, отдельно сфотографированный зонт и револьвер.
Теперь помещаем Германа в сцену и добавляем тень
от "Чайки“, прикинув, где бы она могла быть в действи-тельности.
СТАДИЯ 6
На этом этапе изображение в очередной раз необхо- димо подвергнуть анализу. В соответствии с замыс-лом, в нижней части изображения должен распола-гаться труп убитого Германом главного героя. По эти-ческим и сюжетным соображениям было принято ре-шение, что в кадре будут видны только ноги трупа,
а зритель получит драматическую возможность наблю-дать сцену с позицииумирающего главного героя. Одна-ко стоящие рядом "Чайка“ и "Линкольн“, напомню, име-ли массу хромированных деталей, отражающих все вокруг. Причем в силу своей геометрии отражали
в сильно искаженном виде — как кривое зеркало. Соответственно, в отражениях должен присутство-вать и труп. Хм-м... только кого же поместить на мес-
то жертвы?
Не мудрствуя лукаво, воспользуемся программой Poser компании Smith Micro Software. Для тех, кто не знает, — это программа по выстраиванию поз и анимации уже готовых 3D-моделей людей, животных и прочих персонажей. Берем стандартный мужской персонаж, освещаем его аналогично контексту сцены и рендерим (визуализируем) на нейтральном фоне с трех разных
ракурсов: вид ног для переднего плана, вид для отра-жения в бампере "Чайки“, вид для отражения в бам-пере "Линкольна“. После рендера сохраняем картинки в формат TIFF со встроенным альфа-каналом прозрач-ности. Альфа-канал станет готовой маской для того, чтобы легко отделить изображение трупа от фона.
Прежде всего вставляем в основное изображение ноги жертвы Германа. Далее, работая инструментами Brush, Burn и Dodge, прорисовываем фактуру брюк и боти-нок, а также добавляем тени, блики и потертости. На поверхности бамперов автомобилей размещаем две ранее просчитанные картинки с „отражением“ тела убитого героя. Затем выбираем в меню Image > Free Transform, а еще лучше Image > Transform > Warp — последняя опция применяется для трансформации
в режиме сетки: таким образом можно менять кривиз-ну изображения, изменяя положение узловых точек.
В слоях с отражениями уменьшаем их непрозрачность (Opacity) и создаем для каждого слоя маски. В масках прорисовываем отверстия так, чтобы сквозь них проглядывали частицы ржавчины и грязи, присутст-вующие на хромированных бамперах автомобилей.
Ноги главного героя
в штанах и ботинках
и его отражения в хроме
бамперов машин теперь
выглядят вполне
реалистично
СТАДИЯ 7
Пришло время добавить на борта стоящих рядом автомобилей их взаимные отражения и отражение фигуры Германа. Учитывая ракурс "Линкольна“, рас-суждаем логически: легкое отражение проходило бы
по его правому переднему крылу. Здесь вполне можно ограничиться небольшим затемнением инструментом Dodge. Сложнее с "Чайкой". Зрителю видна боковая сторона автомобиля, в ней должен отражаться стоя-щая рядом машина. Боковой вид "Линкольна“ берем
с еще одной заранее подобранной фотографии. Цветокоррекция, трансформация — и вот на борту "Чайки“ уже готово отражение соседней машины. Сверху автомобиля накладываем слой с изображе-нием Германа, трансформированным до тонкой линии, изогнутой вдоль корпуса машины. Под эти отражения затемняющим гра- диентом подкладываем отражение неба с облаками, исказив его, опять же, по форме борта "Чайки“.
СТАДИЯ 8
Финальным аккордом добавляем кровь — для пущего реализма. Именно кровь, как специя, придает сцене её драматичность. Кровь я предлагаю нарисовать вруч-ную моей любимой триадой инструментов: Brush, Burn и Dodge. Чтобы создать эффект произведенного ранее выстрела, возможно, даже утрировав его силу, добав-ляем кровь и куски плоти на капоты обеих машин. Наконец, изображаем капли крови, стекающие по бам-перам на траву, показав таким образом, что жертва упала не сразу. На бортах автомобиля имитируем эф-фект того, что, падая, главный герой провел по ним окровавленными руками.
СТАДИЯ 9
Напоследок пройдемся по всем слоям изображения, просматривая и при необходимости ретушируя мелкие недочеты и погрешности. Собственно, на этом все